АМАТА
Амата - левый приток Гауи. Исток имеет на Центральновидземской возвышенности. Питание реки, как и у всех рек Латвии смешанное, но пригодной для сплава река становится только во время половодья, вызванного таяньем снегов весной, либо кратковременного паводка в любое время года. Протяженность сплавного участка - около 18 км.
Амата протекает по территории Национального парка Гауя, поэтому разжигать костры и ставить палатки можно только в специально предназначенных местах.
Если заброска осуществляется своим ходом, то ехать на дизеле направления Рига - Лугажи до станции Иерики. Старт возможен либо с железнодорожного моста (от станции Иерики вперед по железной дороге 4 км), либо от автомобильного моста (шоссе Рига - Цесис). Другой вариант - стартовать от станции Амата с другого ж/д моста (ветка на Гулбене). Между мостами 40 - 60 минут сплава.
Между железнодорожным и автомобильным мостами наиболее сложный участок с сильным течением, резкими поворотами и завалами. Поэтому желательно перед стартом просмотреть реку по левому берегу до того места, где река разбивается на две протоки, огибая островок. Правая обычно непроходима, и если в левой завал, перед ним нельзя пристать. Старт с правого берега.
От автомобильного моста 30 минут до плотины. Это более простой участок, но следует опасаться завалов. За 300 - 400 м до плотины река разливается, течение исчезает. Плотину видно. Приставать к правому берегу. В случае аварии с плотины можно уйти и добраться до шоссе.
От плотины до автомобильного моста - 10 - 15 минут (в зависимости от воды). От моста тоже можно уйти с маршрута. Препятствия на реке - завалы.
После второго моста приблизительно полтора часа единственное препятствие - перекаты (если нет завалов). Приблизительно за три км до утеса Звартас в Амату впадает левый приток. Вдоль нее также можно уйти а Иерики. В качестве ориентира может служить стоянка около устья притока.
Перед утесом Звартас скорость течения увеличивается, что при низкой воде создает проблемы по причине наличия в русле больших валунов. С этого момента и до автомобильного моста начинается второй сложный участок, из-за валунов особенно опасный для байдарок. После утеса - привал. Стоянка с правого берега, через реку перекинут подвесной мостик. Открывается красивый вид на утес Звартас.
После утеса река сужается, увеличивается скорость течения. Приблизительно через 2 км после Звартаса - две стенки с навалом. Первая стенка - левый берег, уход от навала вправо. Через 100 - 150 м по правому берегу вторая стенка, более известная как Мышеловка. Перед стенкой в русле валуны, которые при низкой воде не позволяют пройти по прямой вдоль левого берега. Если идти вдоль правого берега, то надо резко повернуть влево, уходя от прижима, иначе - переворот.
За порогом около 15 минут обычно спокойного сплава, хотя надо быть внимательным. Заканчивается маршрут у автомобильного моста - либо перед оным, либо сразу за ним. От Звартаса до устья около 6 км, от моста - около трех (час сплава). Сплав не представляет интереса. Уезжать со станции Иерики, или, если есть время, выйти в Гаую и доплыть до парома.
Сплав продолжается 1 день, но при желании можно и заночевать. Если войти в Гаую, то сплав можно продолжить до Сигулды.
Сплав по Амате опасен. Не рекомендуется сплавляться по реке группам, не имеющим соответствующей подготовки. По крайней мере часть участников группы должна иметь опыт сплава в бурной воде, оказания первой помощи. Температура воды в Амате в это время года - 2 - 3 градуса, поэтому наиболее подходящей одеждой для сплава является гидрокостюм. Каждому участнику похода необходимо иметь с собой комплект теплой одежды, упакованный герметично.
Сплав по реке возможен при уровне воды начиная с 90 см. При уровне ниже число обносов и непроходов превышает разумные пределы, при этом суда жестоко страдают от камней. Наиболее благоприятным для сплава считается уровень воды 120 см. При приближении уровня к двум метрам характер препятствий меняется: вода заливает большинство камней, течение ускоряется, прижимы на поворотах становятся более агрессивными, риск переворота при ошибке повышается. Вместе с тем некоторые препятствия становятся проще, так, например, Мышеловка проходится напрямую, так как камни, которые закрывали проход вдоль левого берега скрываются под водой. Уровень воды можно узнать, позвонив в гидрометцентр.
[ Турдом ]
[ Маршруты ]
[ Команды ]
[ Походы года ]
[ Истории ]
[ Амата ]
[ Абава ]
[ Брасла ]
[ Вента ]
[ Гауя ]
[ Дубна ]
[ Огре ]
[ Салаца ]
[ Тартака ]